Санта-Мария-да-Фейра: о большой булке, маленьких печеньях и португальских частушках


Девочки-фогасейраш на празднике в Венесуэле, где живет большая
португальская диаспора.

Название Санта-Мария-да-Фейра преследует меня уже недели три. Началось все с видео, в котором местный пекарь рассказывает о кондитерском специалитете caladinhos (каладИньюш, «тихонях»). Это небольшие твёрдые бледные бисквиты — вид у них простецкий, а вкус бесподобный. И этот самый пекарь, Диогу Алмейда из кондитерской «Каштелу», говорит, что каладиньюш требуют от едока внимания и сосредоточенности, поэтому волей-неволей сладкоежки должны закрыть рты и успокоиться. Есть ещё одна версия рождения названия: во времена Салазара оппозиционеры облюбовали для встреч кафе «Трубадур». Однажды вечером заговорщики и политическая полиция оказались в опасной близости. Но, заметив патруль, работник кафе Аугушту Падейру шикнул на компанию «Сидите тихо!» (Estejam caladinhos!). Услышав это, один из полицейских спросил: «А почему нужно сидеть тихо?» — «Ну, мы сейчас делаем такое печенье, «тихони» называется». Примерно по такой же схеме в филипповской булочной появились булки с изюмом, ибо умение изящно отбрехаться — это очень полезный талант.

Потом эпизод с заговорщиками и полицией превратился в обидную политическую частушку, за которую, кстати, тоже могли замести. Однако в Санта-Мария-да-Фейра, как, впрочем, и по всей Португалии, традиция устного народного творчества старше и сильнее любого политического режима. Например, «Песня о фогасéйре», полная таких эротических фантазий и анатомических подробностей, что я не возьмусь ее цитировать на публике. Фогасейра — это девственница хорошего рода, которая несёт на голове фогáсу, традиционный большой сладкий хлеб. В старину раз в году, 20 января, три по конкурсу отобранные девицы, все в белом и тонком (а зима — она и в Португалии зима, тем более на севере) тащили на головах эти булки из замка в город в благодарность Св. Себастьяну, который избавил Санта-Мария-да-Фейра от чумы в конце XIV в. Картина такая: девы в белом, на ветру и холоде, балансируют с хлебами на голове, а вдоль дороги стоят молодые парни в тёплом, да ещё хлебнувшие с утра или накануне в честь праздничка, и поют обидное. Идти не далеко, около 1 км — но неприятно.

Еще более неприятно, наверное, чувствовал себя в XV веке один из первых графов Барселуша, Жоау Афонсу Телу де Менезеш, когда король Дуарте I монаршьей милостью вручил ему недвижимость-неликвид у черта на куличиках, да ещё обязал графа поклясться, что тот на собственные средства восстановит рухлядь, у которой из всех видов ценности в тот момент была только историческая. Чуть позже племянница Жоау Афонсу, печально знаменитая Дона Леонор Телеш, самая нелюбимая королева Португалии, доказала потомкам Афонсу Энрикеша, что с ее семьёй шутки плохи. После смены правящей династии замок перешёл в другие руки, успев побывать и собственностью Алвареш Перейра. Двоюродный брат святого Нуну передал замок и земли в управление Жоау Родригешу де Са, который носил прозвище Галерник — и не потому что, а потому что ловко сражался с кастильскими кораблями в водах Порту и получил за это место мэра города и губернатора провинции между Дору и Минью. Среди его прочих владений был и замок в Линдозу — очаровательное миниатюрное фортификационное сооружение на вершине холма, окружённое эшпигейруш и изумительной красы местными коровами на выпасе (если вы не знаете, кто такие эшпигейруш и никогда не были в Минью, а уже хочется — вам туда точно надо).

Итак, замок в Санта-Мария-да-Фейра переходил из рук в руки в качестве обременительного королевского подарка, пока, наконец, в конце XV в. семейство Перейра не начало инвестировать в него как следует: это были условия сделки с королём Афонсу V Африканцем. Таким образом, замок приобрёл не только законченные очертания военного объекта, но и более жилой вид благодаря ренессансным финтифлюшкам.

Щас надо будет вернуться на тысячу лет назад, чтобы понять, почему у Санта-Мария-да-Фейра такое сложное название. Начнём с того, что здесь пересекались две римские магистрали: из Лиссабона в Брагу и из Порту в Визеу. Ещё до Афонсу Энрикеша, в IX в. король Леона Альфонс III отвоевал эти земли у мавров и посвятил их Богородице. Замок, который построили почти сразу после, служил пропускным пунктом, где взимали плату за проезд и провоз. А ярмарка вокруг него сложилась стихийно.

И вот теперь начинается самое интересное. В этом году, уже в двадцать второй (!) раз в августе Санта-Мария-да-Фейра проводит «Средневековое путешествие», один из крупнейших фестивалей в Европе. Каждый раз выбирается тема: это может быть историческая фигура (как правило, король), или социальный/культурный феномен, или событие.

Программа фестиваля включает больше сорока тематических зон. Большинство из них интерактивны, то есть, посетители могут принять участие в любом из видов средневековых занятий на свой вкус с утра и до часу ночи. Существует услуга «̶м̶у̶ж̶ ̶н̶а̶ ̶ч̶а̶с̶»̶ «воин на день»: можно повоевать «за наших» против Кастилии.

Ярмарка длится две недели и предоставляет развлечения для всех возрастов и возможностей.

Ставьте пометку в календарь и приезжайте заранее на разведку — в Санта-Мария-да-Фейра зимой самый сезон кузиду в хлебе.